Загрузка

Последний "Норвеком"?

21 февраля 2006

Закончившаяся в субботу петербургская телекоммуникационная выставка "Норвеком-2006" очередной раз сбавила по площадям, участникам и посещаемости. В этом году некогда размашистая и пафосная выставка сжалась до одного павильона и 123 участников (в прошлом году их было 167). Интересным оказалось то, что сейчас все эти обстоятельства почти ни у кого не породили особой грусти и фатализма, хотя выставка и была 13-ой по счету. Даже привычные в последние годы разговоры о деградации "Норвекома" на этот раз звучали, можно сказать, снисходительно.

Почему же старейшая в России выставка телекоммуникаций увядает при общем подъеме отрасли и экономики в целом? Причины, по большей части, кроются как раз в этом подъеме. Во-первых, все больше российских компаний дорастает до участия в крупных международных выставках. При этом в России у них хватает внимания лишь на московский "Связь-Экспокомм".

Более существенная причина видится в смещении пика бизнес-активности отечественного телекоммуникационного рынка в регионы. Совсем недавно подавляющая часть аудитории таких услуг как широкополосный доступ, высокоскоростная передача данных в сотовых сетях, мощные корпоративные решения и проч. была связана исключительно с двумя столицами. Сейчас по темпам роста впереди уверенно идут регионы. "Норвеком" хоть и называется международной выставкой, ориентирован, в первую очередь, на Северо-западный рынок. В этом году "местные" на выставке составили 80% от общего количества участников.

Ну и, наконец, один из ключевых моментов - утрата для большинства компаний в "Норвекоме" имиджевой составляющей, что тоже можно объяснить сформировавшимся рыночным раскладом: окончанием передала ниш и сегментов. Многие бренды уже не нуждаются в дополнительной раскрутке. Так, например, в "Норвекоме" уже второй год не сочли нужным участвовать МТС и "ВымпелКом". Впрочем, "ВымпелКому" сначала пришлось бы "телефонизировать" выставочный комплекс Ленэкспо, на территории которого сигнал сети "Билайн" практически отсутствует, и абоненты, посещая выставки, уже в который раз недобрым словом поминают этого оператора.

Такая важная причина участия в выставках как установление связей и расширение контактов на региональном уровне сохраняет актуальность в основном для небольших компаний. На уже устоявшемся во многих сегментах рынке все знают друг друга достаточно хорошо. По этой части многие участники и посетители "Норвекома" ставят на первое место "тусовочную" составляющую. Праздничная атмосфера общения приятна сама по себе.

На фоне общего снижения интереса к "Норвекому", участие в нем приняли, главным образом, те, кому действительно было что показать. То есть новые генеральные продукты, нуждающиеся в продвижении. У "Северо-Западного Телекома" - это выход на петербургский рынок ADSL-доступа, что отразилось в самом большом и самом центральном стенде, где посетители могли сразу оформить контракт с более чем 30%-ной скидкой.

Соответственно, не избежать участия в выставке было и теперь уже бывшему ADSL-монополисту Петербурга - компании "Вэб Плас". На ее скромном стенде с божьими коровками уготовили достойный ответ большому конкуренту - двухкратное снижение цен на подключение и такое же повышение скорости на безлимитных тарифах.

"Скай Линк" в этой выставке нашел еще одну возможность продвинуть свой SkyTurbo - передачу данных по технологии EV-DO. Убедить пользователя приобрести телефон за $500 ради 2 Мбит/с - задача нетривиальная, так что здесь надо использовать любую возможность.

"МегаФон" представил все свои достижения в совокупности - EDGE, мобильное телевидение, java-контент и т.п. Впрочем, для этого федерального оператора не поучаствовать в мероприятии в родном городе было бы просто неприлично. По традиции "МегаФон" отметился максимальными децибелами (сообразно своему названию) и новыми одеяниями девушек.

"Санкт-Петербургские таксофоны" постарались продемонстрировать весь арсенал, которым они изо всех сил пытаются привлечь к таксофонам приросших к мобильникам граждан. Центральное достижение - таксофон-хот-спот со встроенной точкой доступа Wi-Fi. Ну и, конечно же, всевозможный таксофонный контент - от справок до службы знакомств.

Когда-то выставки связи были местом паломничества рядовых граждан, интересующихся новыми мобильными телефонами. Те времена давно прошли. Но и на этот раз на "Норвекоме", кроме EV-DO терминала и модема от "Скай Линка", пользователям было что посмотреть из "железа". Компания "УМД Проект" привезла из Москвы - "писк сезона" - телефоны Skype. При том, что интерес к этому сервису интернет-телефонии растет сейчас лавинообразно, специализированных терминалов на рынке Петербурга пока нет. Гендиректор "УМД Проект" Михаил Усов сказал, что именно на этом основывалось решение принять участие в выставке. Ожидания оправдались, интерес к стенду с оборудованием Skype был весьма высок, и теперь компания намерена начать продажи через дилера в Петербурге. 

Дополнительного пафоса выставке придало награждение победителей премии "Лидер российского бизнеса в телекоммуникациях и связи - 2006". Торжественная церемония в рамках открытия "Норвекома" прошла в Центральном музее связи им. А.С.Попова.  По итогам 2005 г. звания лауреата удостоен президент "ТрансТелеКома" Сергей Липатов.

В целом количество VIP-персон и крупных директоров на нынешнем "Новекоме" оказалось пропорциональным общему "скромному размаху". Тем не менее, 13-я выставка прошла и для некоторых участников весьма успешно и продуктивно. Характерной чертой стало то, что это больше не выставка достижений, а скорее площадка для представления текущих актуальных проектов. Тем не менее, приходится констатировать, что предпосылок к перелому тенденции нет, и "Норвеком-2006" вполне может оказаться последним. Вряд ли следует ожидать и какой-то особой мотивации в этом направлении и от организаторов - компании "Рестэк-ИКТ".

Фоторепортаж с выставки от ЗАО "УМД Проект. Средства Радиосвязи".

           

Источник информации: ComNews

к списку новостей